Творческое начало в каждом или как учить ребенка рисовать?

Бабушки, дедушки, родители  часто спрашивают меня, почему я не покупаю разукрашки своим детям?

 Почему не учу их рисовать по образцу, ведь сама- то я неплохо рисую?

Почему я запрещаю оценивать и сравнивать детские рисунки или восторгаюсь чем-то, что на их вкус выглядит очень «по- детски»?

Почему мне не нравится, когда на рисунках детей что-то дорисовывают, хотя это «улучшает» рисунок?

Почему я не учу ребенка тому, что небо голубое, а солнце желтое?
Почему я не занимаюсь развитием ребенка????

Да потому, что для меня развитие ребенка – это не про выучить названия цветов, это не про натренироваться рисовать человека с ушами и пятью пальцами (излюбленный тест педагогов-психологов на готовность к школе). Нет.

Развитие в рисовании для меня – это тонкость в различении цветов, в различении оттенков, которая может прийти только через чувствование этих цветов, через «проживание» их, это умение выразить себя и свое отношение, это возможность прислушаться к себе и своему состоянию, и соединить его с бумагой.

Я очень ценю, когда дети рисуют. Для меня очень важно, чтобы рисунок не просто был понятным, а чтобы ребенок мог передать свое внутреннее видение, свое состояние, вылить на лист свои радости и печали.

Рисунок, абсолютно любой спонтанный рисунок идет из сердца, из души художника.  Это проявление его внутреннего Я, его мироощущения, его самоощущения в данный момент. И для меня в рисунке именно это важно. Не умение скопировать, а умение сотворить!

А в творчестве нет места сравнению и оценкам. Сравните Ван Гога и Дали, кто из них лучше рисует?)) На примере великих нам ясно, насколько абсурден этот вопрос и насколько абсурдно сравнение. Сравнение убивает творчество. Попросите любого из окружающих вас взрослых нарисовать, к примеру, весну. Что вы услышите? В 90% случаях вы услышите, я не умею рисовать. И вот это «Я не умею рисовать» родом из детства. Из детства, когда кто-то не оценил или оценил отрицательно, когда кто-то посмеялся, когда кто-то неудачно сравнил или просто подправил рисунок, давая понять, что рисунок –то так себе, нуждается в исправлени и корректировках.

Если охота рисовать и творить не отбита, это может стать огромным ресурсом в жизни. Потому что через рисование мы можем почувствовать и  выразить себя телесно и эмоционально.

Поэтому я просто сажусь с ребенком и просто рисую. Мы смешиваем цвета и кляксами кладем их на бумагу, мы рисуем линии плавные и рваные, и острые, и ставим точки и делаем отпечатки. Мы можем нарисовать небо голубым, синим, красным или черным  — каким угодно, и мы оба понимаем, что в данный момент оно именно такое, и никакое другое.

В блоге я разместила выдержки из статьи вальдорфского арт-терапевта А. Цвелика о вреде разукрашек и о пользе спонтанного рисования. Любопытствуйте!

Иллюстрациями к этой статье послужили картины А. Цвелика

Источник