О причинах прокрастинации или почему мы откладываем нужные и полезные дела на потом?

«Второй месяц не могу приступить к задуманному проекту»…

«Решил посещать спортзал, но не получается»…

«Хочу написать статью, но вместо этого третий час перелистываю странички в интернете»…

«Запланировали ремонт дома, но как представлю – руки опускаются»…

Что происходит?

Это прокрастинация – склонность и поведение, которые заключаются в постоянном откладывании запланированного на потом. В результате запланированные дела так и остаются несделанными, проекты – нереализованными. В отличие от полноценного отдыха или лени человек чувствует психологический дискомфорт по поводу несделанного. Другой вариант – дотягивание до крайних сроков, «пока петух не клюнет», работа в условиях аврала и цейтнота.

Почему в этом случае не работают универсальные советы?

Прокрастинация – это явление многокомпонентное. На его поверхности – приобретенный поведенческий комплекс в виде откладывания дел на потом, затягивания, бесконечных отвлечений на интернет-серфинг, переписку в соц. сетях, разговоры по телефону,  питье чая в десятый раз. Так вот универсальные советы и массовые тренинги направлены, главным образом, на изменение привычек, формирование новых поведенческих навыков. Среди них – планирование, старт дела «по звонку» , различные поощрения за выполненные планы и т. д. Зачастую этого бывает мало, новые навыки не находят применения в жизни, а эмоционального запала после участия в массовом тренинге или прочтения советов хватает ненадолго.

Что же препятствует благим начинаниям?

За поведением прокрастинатора, которое на поверхности, стоят более глубокие явления: страхи, психологические конфликты, проблемы в мотивационной сфере, личностные особенности.

Какие самые частые причины прокрастинации?

  • Нет мотивации или ее недостаточно для задуманного дела. Мотивация состоит из потребностей, которые порождают желания. Желания, в свою очередь, оформляются в цели. Иерархия потребностей в виде пирамиды Маслоу.

    К примеру, Вы – владелец недвижимости, которая приносит солидный и регулярный доход, Ваши родители или супруг хорошо обеспечивает Вас. Ваши физиологические потребности удовлетворяются. В этих условиях средняя заработная плата, которую предложит директор фирмы, не будет Вас мотивировать на трудоустройство в эту компанию. Мотивировать в этом случае Вас могут другие потребности (в социальном признании, самореализации). Тогда человеку необходимо осознать, кому и зачем нужны результаты его дела.

  • Конфликты в мотивационной сфере. К примеру, есть потребности в материальных ресурсах, безопасности, социальном признании. Но человек выбрал профессию и область деятельности, которая ему не интересна. «Хотел быть врачом, а стал юристом, потому что так проще или родители на этом настояли». Бывает так: человек не может понять, чего он хочет. У него не получается разграничить свои желания и желания других.  В этом случае нужна психологическая работа по пониманию своих потребностей и желаний, постановке целей.
  • Высокие ожидания от себя и завышенные требования к себе. «Я должен сделать идеальный ремонт», «Я должна написать совершенную статью»… Человек долго изучает теорию, месяцами ходит по магазинам в поисках лучших стройматериалов для ремонта, годами консультируется у разных специалистов и никак не может приступить к делу. Это явление называется перфекционизм. Про это народная мудрость: «Лучшее – враг хорошего». В этом случае психолог работает над дезадаптивными установками.
  • Неадекватная самооценка, неуверенность в себе и связанные с этим страхи. «Я никчемный», «У меня все равно ничего не получится», «Я сделаю плохо», «Если я выставлю свои картины, меня осудят, раскритикуют, посмеются надо мной».
  • Комплекс выученной беспомощности. Он тесно связан с предыдущей причиной. Ранее предпринимаемые попытки что-то сделать, чему-то научиться заканчивались неудачами. В результате человек опускает руки, ничего не предпринимает и не стремится это делать. Нередко родители не дают ребенку самостоятельности, препятствуют проявлению инициативности, стремятся сделать все за него. Если ребенок начинает что-то делать сам, на него обрушивается критика «Не так!», «Не правильно!», «Надо было по-другому!», «Вот опять ты все испортил!». В случае «3» и «4» нужна психологическая работа над иррациональными мыслями и убеждениями.
  • Физическое и/или психическое истощение, потребность в отдыхе. Иногда мы не рассчитываем свои силы и возможности. Не обращаем внимание на сигналы тела, которые говорят о необходимости перерыва, выходных, отпуска, соблюдения режима работы и отдыха, бодрствования и сна. И тогда организм начинает искать «окольные» пути» , чтобы удовлетворить эту потребность.
  • Неэффективные способы самоорганизации. Как часто при планировании проекта человек боится его масштабности, длительности, не знает, с какой стороны подступиться. Он похож на странника, которому предстоит долгая дорога. Если ходить вокруг да около, цель так и останется вне зоны видимости. А если дорогу разбить на маленькие дистанции и каждый день проходить хотя бы по несколько шагов, мы медленно, но верно будем двигаться к цели. Сюда же относятся и «хронофаги» — многочисленные поглотители времени: пустые разговоры по телефону, интернет-переписка, просматривание ленты в соц. сетях, интернет-серфинг… Время – наш ресурс. Обратите внимание, на что оно расходуется? Заведите хронометраж – дневник, в котором фиксируйте время выполнения каждого своего действия, включая отвлечения от намеченных планов.

Знакомо ли Вам что-то из этого списка? Приглашаю поисследовать причины Вашей прокрастинации на индивидуальной консультации.

Источник